КрасАвтоЦентр-ИР

Станет ли тахограф средством измерения

9 декабря 2015 года на Федеральном портале проектов нормативно правовых актов был опубликован Проект документа «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36» совершенствования требований к тахографу как к средству измерения.

На вопросы отвечает эксперт ассоциации "Рустахоконтроль" Мирошин Геннадий Святославович:

Эксперт Геннадий Мирошин "Тахограф изначально должен был быть средством измерения, и то, что это событие произошло только сейчас – колоссальное упущение законодателей, связанное со слабым пониманием принципов системы тахографического контроля. Тахограф – это прибор, принимающий участие в системе государственного контроля, и его показания должны быть юридически значимыми чтобы на их основании контролирующие органы могли принимать решение о виновности или невиновности подконтрольного лица. Область применения тахографа попадает под действие Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с изложенными в данном документе нормами тахограф обязан быть внесен в реестр средств измерений, а для этого производитель контрольного устройства должен провести тахограф через процедуру одобрения типа средства измерения, затем получить подтверждающий сертификат. Вопроса в том, примут или нет требования к тахографу как к средству измерения, не существует – тахограф уже обязан быть средством измерения в соответствии с требованиями 102 Федерального закона. Сейчас принимают норму, касающуюся не требований к самому тахографу, а требований к показателям точности по измеряемым им физическим величинам. Эту норму Минтранс принять обязан, и другого пути нет, если мы говорим о правовом поле, принятом на территории Российской Федерации. Что делать с теми тахографами, которые были установлены раннее? Есть только один путь, предусмотренный действующим законодательством: калибровать тахограф с применением внешнего прибора, являющегося средством измерения. До момента утилизации менять тахограф не следует. Для тех моделей, которые уже являются средствами измерения, достаточно просто пройти процедуру метрологической поверки, и тахограф станет метрологически поверенным прибором. Вышеуказанные изменения в законодательстве не приведут к значительным финансовым затратам со стороны перевозчика, так как планируется очень большой срок межповерочного интервала – 7 лет. Перевозчик, наоборот, получит существенную выгоду, поскольку показания тахографа станут юридически значимыми: он сможет защищать свои права в суде, опираясь на показания контрольного прибора."

На вопросы отвечает руководитель мастерской "Планета 162" Туров Андрей Петрович:

"Я положительно отношусь к этим мерам, изменения нужны. В первую очередь, это приведет к тому, что тахографы и их данные будут соответствовать российским федеральным законам. Сейчас многие тахографы калибруются, то есть устанавливают и проверяют шкалу измерений, самостоятельно. В частности, это модели «Меркурий», «КАСБИ» и другие. Я считаю, что тахографы должны калиброваться, именно, поверенными программаторами и сами должны являться средством измерения. Тахограф определяет расстояние, скорость, время работы и отдыха водителей, и чтобы все эти данные можно было использовать в суде и при доказательстве каких-либо фактов, они должны быть достоверными. Соответственно, прибору нужно соответствовать определённым стандартам и пройти поверку. Например, видеокамеры, которые определяют скорость автомобиля, устанавливаются ГИБДД и являются поверенными, и данные с них имеют юридическую силу. Так же должно быть и с тахографами. Если они все будут поверенными, то суд сможет официально ссылаться на их данные в спорных ситуациях. Думаю, переоснащать транспорт тахографами не потребуется. Сейчас все производители спешно оформляют свои тахографы в реестрах средств измерения. Одним из последних изменений в реестре средств измерений были в ноябре – реестр пополнился тахографом VDO1381. Пока непонятно, как быть с уже установленными тахографами. Есть два варианта: нужно пройти поверку, или же тахографы, выпущенные до 1 января 2016 года (предполагаемое время, объявленное чиновниками, когда тахограф должен обязательно поверяться), не будут считаться средством измерения и их поверка не понадобится. Но точного ответа на этот вопрос сейчас нет. Хотя с 2008 года действует Федеральный Закон № 102 «Об единстве средств измерений» но чиновники Минтранса упорно его не замечали 8 лет. Такие изменения скорее всего не приведут к дополнительным финансовым затратам автоперевозчика. Сама метрологическая поверка стоит примерно тысячу рублей, делается она раз в два года, поэтому финансовые затраты не будут большими. Но перевозчик защитит себя юридически: в случае аварии тахограф покажет скорость транспортного средства по секундам. Например, по секундная информация скорости в тахографе VDO 1381 хранится в течение последних 168 часов. Соответственно, если тахограф поверенный, а водитель передвигался, не нарушая правила дорожного движения, это будет реальным доказательством его невиновности."

На вопросы отвечает Генеральный директор ООО "МОТУС" Ващик Роман Владимирович:

"Пока текст Приказа не опубликован, комментировать сложно. Переоснащать автоперевозчикам свой транспорт новыми приборами придется, так как уже установленные приборы не имеют необходимого сертификата, который служит гарантом достоверности данных, полученных с поверенного оборудования. Простой пример – отказ страховой компании в выплате страховки по причине установки тахографа, который не соответствует требованиям. То же самое касается и судебных разбирательств, уже есть прецеденты, например, дело в Арбитражном суде Саратовской области, когда выясняли, законно ли установлен тахограф. Что касается затрат, естественно, ни мастерская, ни производитель не возьмут на себя расходы на переоснащение уже установленных тахографов, поэтому либо перевозчик будет платить, либо будут поправки в законодательстве, определяющие сроки использования уже установленных приборов."

Источник http://rnsinfo.ru/materials/expert-opinion/law/2641/